
Публикация каталога, посвященного истории шелкоткачества в Маргилане
Фондом имени Ислама Каримова издан альбом-каталог, посвященный бесценному наследию художественного ремесла – шелкоткачеству. Созданный в рамках проекта «Нить, соединившая поколения», каталог вобрал в себя информацию об истории маргиланского шелкоткачества, а также творчестве потомственной династии абрбандов – мастеров-ткачей Мирзаахмедовых.
Тургунбай и Расул Мирзаахмедовы сохранили и творчески обогатили традиции маргиланских ремесленников, внеся большой вклад в возрождение производства узбекских абровых тканей.
Творческий потенциал Мирзаахмедовых и проделанная ими трудоемкая ремесленная работа до недавнего времени не были известны широкой публике. Усилия мастеров нуждались в достойном представлении данного феномена узбекской традиционной культуры широкому кругу ее почитателей.
Каталог описывает творческие поиски и трудный жизненный путь Тургунбая Мирзаахмедова, которого в 1982 г. приговорили к пяти годам тюремного заключения, конфисковали имущество за получение дополнительной прибыли и обладание частной собственностью, что противоречило советскому образу жизни. Его человеческий, профессиональный подвиг и одновременно жизненная драма состояли в том, что мастер не бросил ремесло отцов и дедов, не остановил работу ручного домашнего станка. Неустанный труд Тургунбая-уста явился бесценным вкладом в возрождение традиций классического узбекского шелкоткачества. Ценой многолетних испытаний и трудностей его заслуги были признаны.
За годы творчества он создал более сотни рисунков абровых узоров, творчески переосмыслив и обновив древнюю традицию, восстановил секреты производства многих видов шелковых и полушелковых тканей, которые перестали производиться к середине ХХ века.
Оригинальные эскизы и рисунки Тургунбая Мирзаахмедова, изумительные образцы шелковых тканей – шойи, бекасаб, адрас, банорас, бухарский «аъло бахмал», воссозданные отцом и сыном, а также редчайшие фото ткацкого ремесла заняли особое место в данном издании.
В каталоге приводится также анализ технологических и художественных особенностей творчества мастера и становление его сына – Расула Мирзаахмедова в качестве абрбанда с большой буквы.
Таким образом, это издание является уникальной работой о прекрасном и неувядающем искусстве, посвященной сохранению, возрождению и развитию узбекского шелкоткачества.