Фонд имени Ислама Каримова

Обладатель золотой медали. Паломничество. Мечта

ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ

Мухаммад Исмаил

Несколько лет назад я побывал в Самарканде, на родине Ислама Абдуганиевича Каримова. Меня всегда интересовала феноменальная личность нашего президента. Помня, что «все мы из детства», «великий человек проявляется с рождения», пришел в школу № 21 города Самарканда.

Школа, какой она была в годы учебы Ислама Каримова, такой и сохранилась. Просторные классы, старые добротные столы и стулья, классные доски – все те же. Здесь бережно хранятся дневники, тетради с сочинениями, табели с первого до последнего класса, общие фотографии и виньетки всех учеников класса, конечно, время оставило на них свой след, они слегка пожелтели, но не утратили своей исторической ценности. Честно говоря, я был удивлен оценками в дневниках, тетрадях – только «пятерки», только «отлично». Он был бесспорным лидером, лучшим учеником школы.

В 1955 году (заметьте, дата, в которой тоже две «пятерки») на  самаркандской областной олимпиаде школьников Ислам Каримов стал абсолютным победителем, доказав, что он лучший ученик области.  В этом, поистине «звездном» для него, году были и другие победы. Вот, что рассказала директор школы Сайёра Маликова:

— В 1955 году одним из счастливых обладателей золотой медали в Самаркандской области стал выпускник нашей школы – Ислам Каримов. Самым ценным свидетельством редчайшей одаренности медалиста являются слова почтенного педагога Халима Абдурахманова, который был его наставником на протяжении многих лет. На обратной стороне «Почетной грамоты» учитель оставил такую запись: «Я посвятил свою жизнь педагогике. На протяжении своей шестидесятилетней деятельности, воспитал и выучил тысячи детей. Но за все эти годы мне не доводилось встречать другого такого ученика, так щедро одаренного от природы редкими умственными способностями, жаждущего знаний, пользующегося любовью у своих учителей и одноклассников. Когда на выпускном вечере учеников десятого класса, я вручил Исламу Каримову золотую медаль, то пережил самые  счастливые мгновения моей жизни».

— Согласитесь, это большое счастье – стать абсолютным победителем областной олимпиады, удостоится золотой медали и столь высокого признания почтенного педагога, — закончила рассказ моя собеседница.

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО

— Как вы думаете, почему пожилой учитель столь высоко ценил ученика Ислама Каримова? – решил я продолжить  беседу.

— Ко всем ученикам в классе учитель относится одинаково. Всех учит и воспитывает на равных. А вот симпатия и уважение не могут быть одинаковыми ко всем, они уже от Бога. Оказывается, Халим Абдурахманов все время говорил об Исламжоне: у этого мальчика особый дар, столько достоинств, которых нет у других, в нем есть качества, угодные Богу. Когда коллеги стали допытываться, что же это за достоинства, учитель рассказал им об одном событии: «Закончив восьмой класс Исламжон предложил одноклассникам на каникулах совершить путешествие. «Вот за этими горами есть город Шахрисабз. Там родился наш великий предок сохибкирон Амир Темур. Хочу совершить паломничество в эти святые места». Это было в 1952 году, еще был жив Сталин.  В те времена люди боялись упоминать имя Амира Темура. Одноклассники в страхе разбежались. Чтобы уберечь Исламжона от беды, отговаривал, пугал, отчитывал, но все попытки остановить его, были напрасными. В то лето Исламжон пешком совершил паломничество в Шахрисабз. Хотя я пытался сохранить все в тайне, но все в школе только об этом и говорили. Я был покорен благородством этого паренька. Для Исламжона Амир Темур был идеалом, примером для подражания, потому что в парне было много достоинств, присущих лидеру. Нет ничего удивительного в том, если дух Амира Темура поддерживал его всю жизнь».

Я слово в слово записал все, сказанное Сайёрой Маликовой, и стал размышлять. Ислам Каримов рос в городе, где, несмотря ни  на какие запреты, каждый камень, каждый памятник напоминал об Амире Темуре, чьи подвиги пережили века. Глубокое уважение Ислама Абдуганиевича к великому предку  проявились в праздновании юбилея Амира Темура не только по всей республике, но и в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в установлении великолепного памятника Амиру Темуру в центре Ташкента. Музей истории династии темуридов стал местом паломничества для жителей и многочисленных гостей Ташкента. А все началось с паломничества в Шахрисабз. Мудрый педагог Халим Абдурахманов был прав: по всей видимости, счастливая звезда Амира Темура стала путеводной звездой Ислама Каримова…

 

МЕЧТА

Другой моей собеседницей была Мустахкам Останакулова, сумевшая сохранить ясность ума, искренность и мечтательность, несмотря на свой почтенный возраст. Она вызвала симпатию с первых же слов:

— Ислам Каримов всю жизнь оставался искренним человеком. Мечтал, верил в чудеса, был устремлен в будущее. Я думаю, если бы Ислам Каримов не скучал о детстве, не забывал о годах учебы, не хранил в душе воспоминания о своем детстве, он бы не приходил так часто в родную школу, не беседовал с детьми на языке, доступном детскому восприятию.

В детстве  Ислам Каримов мечтал о небе. В трудные послевоенные годы он мечтал стать летчиком и был активистом школьного кружка авиамоделистов. Руководителем кружка был Иван Алексеевич Калениченко. Он рассказал нам интересную историю: «Был поздний вечер. Сторож везде, кроме нашего класса, потушил свет. Вместе с четырьмя мальчишками я собирал новую модель самолета. Вдруг в дверь постучали. Я подумал, что кто-то из родителей пришел забирать своего ребенка, и крикнул в сторону двери: «Входите, дверь открыта» и продолжил работу. Кружковцы были так увлечены, что забыли обо всем на свете. Каково же было мое удивление, когда обернувшись, я увидел Ислама Абдуганиевича. В то время он работал первым секретарем Кашкадарьинской области. В Самарканд приезжал редко. Я был растроган до глубины души, что он выкроил время, зашел в школу. Мы обнялись. В тот вечер мы беседовали до полночи. Гость вспоминал, как в школьные годы до десяти, одиннадцати часов ночи пропадал в школе, в кружке авиамоделистов. А после школы поступил в Политехнический институт, работал на авиационном заводе, где собирали большие самолеты. Оказывается, помимо обкомовских проблем, Ислам  Абдуганиевич волновался по поводу нашего кружка, сколько в  нем учеников, какие самолеты мастерят дети, увлекается ли кто-то всерьез самолетостроением. Увидев воочию, что наш кружок действует, гость очень обрадовался, вручил всем подарки. Пожелал, чтобы ученики были отличниками. После этой неожиданной встречи я долгое время чувствовал себя счастливым человеком».

— Авиамодели, собранные Исламом Каримовым до сих пор хранятся в нашей школе. Чтобы мы не забывали, что великие люди появляются на свете, как великие дети, — закончила свой рассказ Мустахкам Останокулова.

И вновь я стал размышлять. Кто бы из наших парней мог в конце прошлого века мечтать о работе на автомобильных заводах Узбекистана. О том, чтобы выпускать великолепные легковые автомобили, многотоннажные грузовики, автобусы. Это стало возможным, когда страной стал руководить человек, в котором гармонично сочетались качества реформатора, практика, мечтателя…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.