Фонд имени Ислама Каримова

Производство узбекского шелка — часть 1

«Aбр» – облако, узоры, подсказанные облаками. На Востоке каждое ремесло передается исключительно от поколения к поколению, от отца к сыну, от бабушки к внучке, обрастая загадочными и добрыми легендами, принося в этот мир красоту и гармонию.

По историческим сведениям, открытие шелка и его производство начались в Китае еще во 2 тысячелетии до н.э. На территории Узбекистана, благодаря торговым путям из Китая, первые образцы китайского шелка появились в II – III вв. н.э. Производство же шелковых тканей на территории Узбекистана относится к VI – VII вв. н.э. В это время наступает расцвет караванной торговли на Великом шелковом пути, одними из ключевых центров которого были города Самарканд, Бухара, Фергана. Этот путь соединял цивилизации Востока и Запада, и одним из самых ценных товаров был шелк. При раскопках некоторых городищ на территории Узбекистана, Кавказа, Западной Европы были обнаружены образцы тканей, которые были изготовлены в шелкоткацкой мастерской VII века. По свидетельству письменных источников, в IX – XVI вв.  на территории Мавераннахра, в городах Самарканд и Бухара производились различные виды богато орнаментированных шелковых, полушелковых и хлопчатобумажных тканей, многие из которых экспортировались в страны Среднего и Ближнего Востока. Основные центры и школы местного узбекского шелкоткачества формируются в конце XVIII – начале XIX вв. Это были города Бухара, Наманган, Маргилан, Самарканд, Шахрисабз, Китаб, Карши, Хива и др. Здесь производились шелковые ткани, на Западе именующиеся ИКАТом.

Этот термин происходит от индонезийского слова и означает «обвязывать, резервировать основу ткани путем обвязывания», что является основным техническим приемом производства ручных тканей в Узбекистане. В Узбекистане по отношению к этим тканям используется термин «абровые» ткани от персидского слова «абр» – облако. Это связано с тем, что, как говорят мастера, узоры на этих тканях напоминают плывущие облака. Существует легенда о происхождении этого названия. Ткач, сидевший у ручья, увидел отражение плывущих облаков в воде и стал создавать рисунки на тканях, получившие впоследствии термин «абровые» – узоры, подсказанные облаками. По другой версии, ткач пролил масло для светильника в водоем и в радужных кругах увидел необычные очертания узоров.

Обсуждение закрыто.