
Мавзолей Первого Президента Узбекистана
В городе Самарканде рядом с древней мечетью Хазрати Хизр возведено надгробное мемориальное сооружение Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.
При проектировании и строительстве мавзолея большое внимание уделилось не только сочетанию дизайна мавзолея с мечетью Хазрат Хизр, но и сохранению исторического облика старой мечети, являющейся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Спроектированный и сооруженный в традициях восточного зодчества, мавзолей сочетает в себе использование как средневековых, так и современных архитектурных приемов. По своему структурному типу он относится к группе однокамерных усыпальниц XIV – XVIII веков. Такой тип мавзолеев можно встретить во многих регионах Средней Азии.
Имеющее высоту 7,55 м, здание сверху покрыто ребристым куполом из керамической плитки в цвете терракоты, как на куполе мечети Хазрат Хизр.
В облицовке фасада здания в основном использована многоцветная объемная рельефная майолика. Цокольная часть изготовлена из темно-зеленого мрамора, а верхняя часть стен завершается объемным сталактитовым поясом из резной поливной терракоты.
Вход в мавзолей производится с юго-восточной его части. Над входной дверью – надпись из Корана на арабском языке, выполненная почерком «сульс» со сплетенным изящным растительным орнаментом. Текст надписи в переводе означает ««Мир» в словах от Создателя Милосердного» (58-й аят суры «Йа-Син»). Входной портал украшен текстом из 113 и 114-х аятов суры «ан-Нисо»:
113-аят:
«И если бы не щедрость Аллаха к тебе и не милость Его, то та группа (смутьянов) из них думала бы сбить тебя с пути. Но сбивают они с пути только самих себя и ни в чем не вредят тебе: ведь Аллах ниспослал тебе писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Щедрость Аллаха к тебе была велика!»
114-аят:
«Нет добра во многих из их тайных бесед, разве (для тех) кто приказывает милостыню, или доброе дело, или примирение между людьми. И если кто делает это, ища благоволения Аллаха, тому Мы даруем великую награду».
Резная двустворчатая дверь выполнена в стиле самаркандских мастеров с использованием трехуровневой резьбы как аналог работы, примененной в двери мавзолея Кусама ибн-Аббаса.
В центральной арочной нише задней стены мавзолея нанесен 109-й аят из суры «Шуаро».
Интерьер мавзолея решен в традиционном стиле. С четырех сторон мавзолея расположены конструктивные ниши глубиной 0,5 м. Парусные своды между верхними арочными нишами отделаны росписью в стиле «кундаль» и покрыты сусальным золотом.
Подкупольный барабан украшен сталактитовым поясом из керамики, очень типичными для самаркандских и бухарских зданий XIV–XVIII веков.
Отделка интерьера выполнена из белого мрамора с инкрустацией разными цветными полудрагоценными натуральными камнями, привезенными из Индии, Китая и других стран.
Вокруг арочного светового проема края арки обрамлены угловыми колоннами «гульдаста».
Нижняя часть панели по периметру облицована натуральным камнем – светло-зеленым ониксом со сложным геометрическим резным орнаментом в стиле «гирих».
На центральных арках имеются надписи аятов из Корана (из сур «ан-Нажм», «ал-Анъом», «Шуро», «ал-Фотир»), покрытые сусальным золотом и выполненные почерком «сульс» и «куфи».
В отделке арочных проемов ажурной объемной резьбой в стиле «ислими» использованы полудрагоценные цветные природные камни с инкрустацией.
Орнаменты на внутреннем декоративном куполе выполнены в стиле «кундаль» и покрыты сусальным золотом.
Каждый художественный элемент отделки интерьера и экстерьера разработан индивидуально с учетом традиционных методов и школ Самарканда и Средней Азии.
Надгробный камень, выполненный из оникса, установлен в центре мавзолея. Вокруг надгробного камня написаны аяты Корана и надписи из эпохи Амира Темура и темуридов.