Ислам Каримов и движение Джадидов
Ислам Каримов родился 30 января 1938 года. Это был год, когда на пике сталинских репрессий силами Красного террора была истреблена почти вся интеллектуальная элита нации — представители движения Джадидов.
Джадидизм, зародившийся на рубеже XIX–XX веков, занимает особое место в истории борьбы народа Узбекистана за идеи свободы и независимости. Джадиды проповедовали идеалы возрождения национального самосознания, право на самоопределение и построение государственности, развитие интеллектуального потенциала народа, его исторических и духовных ценностей. Данный период был своеобразной эпохой Ренессанса интеллектуальной мысли в Центральной Азии.
Однако, в годы сталинских репрессий самые видные представители движения Джадидов были заклеймены “врагами народа” и приговорены к смертной казни по различным сфабрикованным обвинениям. Их произведения, способные возродить в умах людей стремление к свободомыслию, находились под запретом в течении более полувека. Советская пропагандистская и идеологическая машина с большой тщательностью и педантичностью системно пыталась стереть имена представителей интеллектуальной и творческой мысли из памяти народа. И это в большой степени удалось осуществить. На протяжении десятилетий в школах и вузах, обязательными для изучения предметами были идеологические взгляды В.Ленина, история КПСС, научный атеизм, философия, основанная на идеях марксизма-ленинизма и т.д. Несмотря на то, что во времена хрущевской оттепели с некоторыми сокращениями были опубликованы произведения Абдуллы Кадыри и Абдулхамида Чулпона, имена абсолютного большинства джадидов были преданы глубокому забвению, и сегодня трудно себе представить тот факт, что всего 30 лет назад имена Абдурауфа Фитрата, Мунаввар кори, Худойбергена Деванова, Бехбудий, Ибрата были неизвестны практически никому, за исключением узкого круга специалистов.
С приходом к власти в 1989 году, Ислам Каримов отлично осознавал идеологический вакуум, образовавшийся в обществе, ущербное национальное сознание, основательно укоренившееся в мировоззрении людей в результате более чем вековой колониальной зависимости. Красноречивым и наглядным подтверждением этому является и тот факт, что при объявлении Каримовым государственной независимости на сессии Верховного Совета УзССР 31 августа 1991 года, основная часть народных депутатов была в глубокой растерянности и не знала как реагировать на столь решительное заявление главы республики. В зале царило молчание, и лишь через некоторое время часть присутствовавших осмелилась робко и осторожно зааплодировать. Данный страх был обусловлен еще и тем фактом, что на территории Узбекистана все еще размещались Советские войска Туркестанского военного округа, напрямую и беспрекословно подчинявшиеся Центру, и было сложно предсказать, чем для Каримова могло обернуться объявление независимости в тот смутный и непредсказуемый исторический период.
Президент Каримов разработал идеологию национальной независимости, в значимой степени опираясь на взгляды и идеалы движения Джадидов. С первых дней независимости он возвел в ранг государственной политики стратегию возрождения национального самосознания народа, его духовного, исторического и культурного наследия. После 60 лет забвения, произведения написанные просветителями движения Джадидов снова увидели свет, их научно-литературное наследие стало широко исследоваться, а их деятельность и взгляды были включены в программу образования в школах и вузах.
Каримов отлично осознавал необходимость воспитания свободомыслящей, высокоинтеллектуальной молодежи, как основного рычага укрепления независимости и суверенитета. И он начал с инвестирования в формирование такой интеллектуальной элиты.
Несмотря на значительные экономические и финансовые трудности, испытываемые страной на заре Независимости, когда республике в наследство от СССР досталась практически пустая казна, Каримов основывает президентский Фонд “Умид” для обучения одаренной молодежи в передовых вузах мира. С момента образования Фонда “Умид” в 1997 году и на протяжении последующих пяти лет его деятельности, 828 молодых узбекистанцев получили блестящее образование по программам бакалавриата и магистратуры в ведущих университетах США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Канады и Италии.
Как дальновидный стратег, Каримов прекрасно понимал и осознавал, что результаты такой инвестиции в знания и интеллектуальное будущее страны не будут незамедлительными. Это был исторический шаг со стороны Первого Президента на пути возрождения потенциала молодого независимого государства, формирования интеллектуальной элиты пост-колониального периода, нового поколения прогрессивных узбеков с широким кругозором и блестящим западным образованием.
В настоящее время в память об Отце-основателе государственной Независимости Узбекистана и его твердой убежденности в том, что “лучшей инвестицией является инвестиция в знания”, Фонд Каримова продолжает выделять образовательные гранты для талантливой молодежи Узбекистана. За последние три года Фондом имени Первого Президента были предоставлены гранты на двухгодичное обучение 32 молодых узбекистанцев в лучших университетах Германии, Италии, Франции, Швейцарии, России и Польши по таким специальностям как: возобновляемые источники энергии, химия, управление водными и земельными ресурсами, машиностроительные технологии, охрана и реставрация архитектурных памятников, градостроительство, производство продуктов и их маркетинг, архитектура, дизайн продукции, живопись, туризм, информационные службы и связи с общественностью.