В память о Кадыри, Чулпоне, Фитрате
RU: Общественно-политическое и интеллектуальное движение джадидов получило распространение в Туркестане в конце XIX – начале XX века. Его ядро составляла прогрессивная часть местной интеллигенции, выступавшая за кардинальные реформы традиционной системы образования в Центральной Азии. Это были времена, когда образование можно было получить только через изучение религиозных дисциплин в медресе. Вдохновленные идеями и методами европейской системы образования, джадиды призывали к распространению просвещения, развитию тюркских языков и литературы, к изучению светских дисциплин в местных учебных заведениях, а также использованию достижений науки.
Многие активисты джадидского движения продвигали идеи свободы и независимости, освобождения родной земли от оков колониализма. Деятелями данного интеллектуального движения были такие просветители, как Бехбуди, Мунаввар кори, Фитрат, Кадыри, Чулпон, Авлони.
Усилиями джадидов были созданы школы, в которых местные дети могли получать образование на основе современных передовых методик, организованы издательские дома, выпущены периодические издания на узбекском языке, открыты библиотеки и благотворительные фонды.
Джадиды сыграли огромную роль в открытии первого высшего учебного заведения в стране – Туркестанского народного университета, который в настоящее время называется Национальным университетом Узбекистана и является крупнейшим в нашей стране.
К сожалению, они жили в очень сложное историческое время, обстоятельства которого не позволили им полностью реализовать свои идеи. В годы сталинских репрессий практически все яркие представители движения джадидов были арестованы и расстреляны. Лучшие умы нашего народа, продвигавшие идеи свободы и независимости, науку и просвещение были заклеймены «националистами» и «врагами народа». Написанные ими художественные, научные и публицистические произведения, которые могли пробудить в людях гордость за свой народ и поднять национальное самосознание, оказались под запретом на протяжении более чем полувека. Их чтение и даже хранение приравнивалось к уголовному преступлению.
Имена таких просветителей как Фитрат, Мунаввар кори, Авлони, Бехбуди, Зохирий, Хожи Муин были практически стерты из народной памяти, и память о них была возрождена только после достижения государственной независимости.
Отец-основатель и Первый Президент независимого Узбекистана Ислам Каримов с первых лет своего руководства нашей страной поднял на уровень государственной политики необходимость и важность повышения национального самосознания и возрождение богатого духовного и культурного исторического наследия нашего народа.
Историческая справедливость была восстановлена, клеймо «врагов народа» было снято с великих сынов узбекского народа, пожертвовавших жизнью во имя свободы и прогресса своей Родины. Произведения, написанные представителями джадидизма, снова увидели свет. Богатое научно-литературное наследие движения стало широко исследоваться, и было включено в программу образования в школах и университетах.
В советскую эпоху долгие годы умалчивалось, что заброшенный пустырь у канала Бозсу в Ташкенте был местом массового захоронения расстрелянных просветителей нашего народа.
По инициативе и под непосредственным руководством Президента Каримова здесь были созданы Мемориальный комплекс и Музей Памяти жертв репрессий. А канун Дня Независимости – 31 августа наполнился новым смыслом и приобрел новое значение – его стали отмечать как День памяти жертв репрессий.
Восстановление честного имени и правды о сыновьях нашего народа – просветителях, отдавших жизни во имя свободы и процветания нашей Родины, стало воистину торжеством исторической справедливости.