Фонд имени Ислама Каримова

Чор-Минор

Медресе Халифа Ниязкула в Бухаре, известное как Чор-Минор (от персидского переводится как четыре минарета), внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чор-Минор был построен в 1222 году Хиджры (1807 год по современному календарю). По четырем углам здания мечети имеются четыре башни, по форме напоминающие минареты, благодаря чему весь комплекс и получил своё название. Считается, что на втором этаже и в башнях располагалась некогда обширная библиотека.

В туристических путеводителях и справочниках Чор-Минор обозначен как медресе. На самом деле, это так называемый чартак – главный вход в медресе. А весь комплекс построек не сохранился. Тем не менее, по описаниям современников и археологическим исследованиям можно восстановить первоначальный облик сооружения. Под куполом, подобным небу над головой правоверных, находится шестигранный вестибюль, из которого ведут четыре выхода, ориентированные по сторонам света. Четыре минарета с голубыми купольными завершениями символизируют не только четыре стороны света, но и четыре династии, правившие Бухарой: Саманидов, Караханидов, Шейбанидов и Мангитов.

История строительства Чор-Минора напрямую связана с именем бухарского купца Ниязкулибека. Он, как и полагалось купцам тех времен, ходил со своим караваном по Великому шёлковому пути и всегда восхищался памятниками, увиденными в дальних путешествиях. Так, в Хайдарабаде его воображение поразила величественная триумфальная арка в форме куба с четырьмя высокими минаретами, называемая Чарминар. А в Агре он был изумлён мавзолеем Тадж-Махал, купол которого отражался в водной глади бассейна, и входные ворота его были украшены четырьмя башнями.

Вернувшись в Бухару, Ниязкулибек пригласил зодчих и астрономов и заказал строительство медресе по его наброскам при условии соблюдения двух требований: первое – медресе должно располагаться на Великом шёлковом пути так, чтобы караваны купцов могли бы найти путь к этому зданию и получить в нем приют и отдых; второе – каждому, кто посетит это медресе, должно было быть понятно, что люди, живущие в четырех сторонах света, имеют одно небо над головой и все равны перед единым Богом.

Обсуждение закрыто.